В чашке чая
звёзды смешались с радугой
Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
BeOn
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

В чашке чая > Цитатник пользователяПерейти на страницу: 1 | 2 | следующуюСледующая »


среда, 20 июля 2016 г.
69 Теmi 23:59:41
.
пятница, 2 января 2015 г.
о железной фее. пижамный дpакoн 15:58:45
о железной фее.

лёгкую музыку рук Орфея
медью себе ковала.
трудно живется на свете фее
с крыльями из металла.

ей бы летать, забавляясь светом
солнца, ловить на зеркало.
сталь отражает все краски лета
серым, блестящим, мерклым.

нынче цветочным - работы море,
только бы не уснули.
дарит в обмен на ромашки с поля
никелевые пули;

феям морским - засолённым, влажным
выплавила по шлему.
знает - запачкает в гари, саже
жемчуг с глубин безмерных.

пламенным сёстрам кует в горниле
магниевые стружки.
жаль, пропадут в инструментной пыли
огненные хлопушки.

только гляди - в человечьем мире
каждой найдётся хобби:
водные тушат пожар в квартире
и осушают топи.

огненным - праздник: салютный выстрел
радует всех в округе.
вашу герань разукрасят быстро
феечек легких руки.

чем же заняться железной леди?
крыть черепицей крыши?
может, уйти на добычу меди
или на стройку вышек?

все получили улыбки, смех,
зарево тропок млечных.
как получилось, что твой доспех
в дырах от дыр сердечных?

что же - не радует блеск ножа,
душит горелым пламя?
милая, это твоя душа
цвет обрести мечтает.

в ночь, когда песен чужих вино
брызнет из глаз слезами,
ты прилетай. постучись в окно.
и мы споём.
мы.
сами.

будем, как два дурака, сидеть,
выть на безлунность мира.
я заменю тебе сталь и медь,
спрячу в свою квартиру.

буду носить в рукаве плаща,
грея ладонь в ладони.
будешь смеяться и верещать:
"а подари мне пони!"

буду любить. обещаю быть
рядом, быть непременно.
вместе за жемчугом блёклым плыть,
вместе полоть драцены.

пусть я не лира в руках Орфея,
сделаю я немало.
будь же мне другом, немая фея
с крыльями из металла.


Категории: (тчк)
комментировать 4 комментария | Прoкoммeнтировaть
пятница, 16 мая 2014 г.
Lily Padula, Illustrator Кочующий ежик в сообществе Вересковый мед 09:16:23
­­­­
­­ ­­


Категории: Gif, Арты
Прoкoммeнтировaть
вторник, 21 января 2014 г.
RE: Комната Поэтов чудослик в сообществе • Inspiration • 14:22:44
Я бы рад, правда.
Совсем не до бетона обычно
Возможно, попробую кое-что сегодня выложить
А потом.. как сессия закончится, узнаю
Прoкoммeнтировaть
вторник, 30 июля 2013 г.
RE: и я влюблюсь в тебя я в яростигра 18:17:00
В роднике твоих глаз
рыбак из морей безумия расставляет сети.
В роднике твоих глаз
обещания сдерживает океан.
Я оставляю здесь:
обретавшееся среди людей сердце,
одеянье свое и блеск своих клятв -
в темноте я темнее и обнаженнее.
Верность моя в вероломстве.
Я становлюсь тобой, лишь когда остаюсь собой.
В роднике твоих глаз
плывет мой разбойный корабль.
Сеть ловит сеть ловит сеть:
мы покидаем друг-друга в объятьях друг друга.
В роднике твоих глаз
и виселица, и висельник, и веревка.

или

В роднике твоих глаз
ставят сети ловцы обманных морей.
В роднике твоих глаз
море держит свои обещания.

Сюда я забросил
сердце, побывавшее средь людей,
одежду свою и блеск некой клятвы:

Чернее в черном, я стал обнаженней.
Прежде изменник, я верен теперь.
Я это ты, если я это я.

В роднике твоих глаз
я гребу и грежу о краже.

Сеть ловит другую сеть:
мы расстаемся в объятиях.

В роднике твоих глаз
повешенный душит веревку.

***
В роднике твоих глаз
живут сети для рыб сумасшедшего моря.
В роднике твоих глаз
сдерживает море своё обещанье.

Здесь бросаю я
сердце, что средь людей пребывает,
одежду свою, клятвы блеск:


Черней в темноте, я обнажённей.
Только после измены я верен тебе.
Я - это ты, когда я - это я.

В роднике твоих глаз
я дрейфую и о разбое мечтаю.


Сеть сеть поймала:
мы расстаёмся, в объятьях сплетаясь.

В роднике твоих глаз
повешенный душит верёвку.
Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 16 июня 2013 г.
Гитара. пижамный дpакoн 12:11:49
У моего соседа сверху, не молодого, но и не старого человека в полосатой свалявшейся рубашке и армейских тяжёлых ботинках, когда-то давно жила гитара. Темного дерева, с шестью дрожащими от чужого дыхания струнами и тонкой резьбой. Говорят, она умела петь.
Я никогда не видела, чтобы сосед брал гитару в руки - у него были грубо выточенные ладони с дублёной кожей. Он говорил, что боится сломать голосок гитары своими прикосновениями - жёсткими и резкими. В молодости он работал на стройке. Он не рассказывал, почему у него нет фаланги на трех пальцах.
Я могла приходить к нему по субботним вечерам вместе со старшим братом. Они уходили в другую комнату разбирать старый телевизор, а я оставалась с гитарой.
Страшно было брать её в руки. Она была чертовски нежной, тонкой и недосягаемой. Казалось, прикоснёшься - и по тёплому деревянному стану поползут трещины. Поэтому я могла только смотреть.
Шесть её струн всегда были натянуты прочно, почти что на грани срыва. Я не знала, кто так натягивал колки, ведь сосед не брал её в руки и не разрешал никому. Она стояла на подставке возле смятого дивана, чужая для всей обстановки, изящная, далёкая.
Но мне сосед доверял, поэтому оставлял нас наедине.
Временами, когда во время жаркого летнего дня открывали форточку, я могла слышать, как ветер перебирает струны, хотя те не шевелились. Слышала, как свистит воздух в резонаторной пропасти. И слушала песни далёкой Ирландии - о холоде, о жарком виски, о прекрасных закатах и чечётке. Такой ветер наведывлся в августе.
В июле приходили другие ветра - с Австралии, Мексики и Сингапура. Они пели о своём - о песках, широкополых шляпах, о прериях и бутылке текилы, о море. Какой-то ветер не любил петь, а только постукивал по деке одному ему известные ритмы.
Гитара не любила петь в безветрие. А я не любила просить её об этом. Во всяком случае, со мною она была молчалива.

Однажды сосед переехал. Я больше его не видела.

В студенческие годы я любила гитарные переборы под моим окном - серенады, концерты, устраиваемые в пабах - это напоминало мне о моей гитаре. Все гитары пели на свой лад, но не у одной я не услышала жарких мотивов пустынь и моря. Они пели о любви, о страданиях и боли. Моя гитара никогда не пела о людях.

Я нашла её, проходя после долгого дня по подземному переходу. Она лежала на ступеньках, так, как будто её оставили ребята из института, чтобы сходить за кофе и вернуться обратно. Странно, что люди не замечали её и не пытались взять в руки.
Я остановилась в недоверии. Вот темные тени бегут по грифу, сменяясь яркими всполохами. Вот шесть натянутых до предела струн.
Что она такое?
Я взяла гитару домой. Была осень, и я ходила в варежках. Она всё время выскальзывала из рук. Таща её по лестнице, я чуть не сбила колки о стену. Струны возмущенно загудели.
Я не прикоснулась к ней, как и в детстве. Поставила посреди комнаты и открыла окно. Ждала ветра.
Но никто не пришел. Я не услышала песен. Гитара пропала из моего дома на следующее утро. В открытое окно посвистывал ледяной ветер.

Местом нашей следующей встречи был далёкий Канзас. Я с удивлением узнала её в руках молодого темноволосого парня с яркими бесцветными глазами. Он пел о первой любви и о море. В этот вечер я засиделась в баре почти что до утра.
Об этом парне ходили разные слухи - он был любовником старой вдовы винного магната, ходил с револьвером и чутко слушал гитарные мольбы. Моя гитара в его руках - я видела! - дрожала, вытягивала каждый звук, каждую ноту.
Впервые в жизни я почуяла ревность в груди.

Пробыв в Канзасе недолго, напоследок, перед отъездом, я заглянула в бар, послушать дьявола с белыми глазами и чарующей улыбкой. Но песен не было. Бармен равнодушно бросил, мол, он попал в аварию. Гитара лежала на полу импровизированной сцены. Никто не смел подходить к ней. Я кинула прощальный взгляд на темный ореол и колки и.. резко выдохнула. Две тонкие струны лопнули и спиралью закрутились вокруг грифа.

Мне было двадцать четыре, я была одинока и почти что забыта сама собой. Мой день рождения я собиралась отмечать в компании душевной музыки и алкоголя в забегаловке напротив. Я бежала через дорогу, открывая дверь и держа шарф у лица - конец января! - когда вновь услышала её. Пела девушка - ярко-рыжие волосы и тонкие пальцы. Прокуренный голос вещал о далёких землях Ирландии, о весёлых гуляньях и свадьбах, о танцах. Она сидела на высоком стуле в освещении свеч и зеркал. Во все глаза ища глазами новые струны, я разочарованно увидала прежние завитушки у грифа.
Я напилась. В круговерте дней и ночей, а может, и лет, я совсем забыла, как это - завидовать и плакать. Я не помню, как оказалась дома.

Я постарела. Вот мне уже тридцать пять. И я честно не люблю жить.
В последний раз я видела свою гитару на прилавке антикварного магазина, когда заходила за подарком на свой юбилей. Она такая же молодая, как и была тридцать лет назад - темный покров дерева, резьба. Но ни одной струны. Ни-од-ной.
Она стоила жалкие деньги. Рука потянулась к карману - никогда не признавала кошельков - и нащупала шуршащие бумажки.

Мне не хватила трёх долларов.
Тогда я вспылила и поклялась, что никогда больше не зайду сюда, никогда не вспомню о прекрасных песнях ветра и струн, и свистящем между ладами ветре. Что никогда больше не встречу свою гитару.

Мне шестьдесят четыре. Мой брат умер от заражения крови на Рождество. С тех пор я не праздную этот праздник. Свистят салюты в вечернем густом воздухе, машут улыбчивые дети, кидают снежки, смеются. И чем больше они хохочут, чем яростнее и острей чувствуется моё одиночество. Одиночество и старость.
Мне шестьдесят четыре. И всю мою жизнь я была влюблена в одну только чёртову гитару.

задула свечи, пахнущие церковью и ладаном. Время ко сну. Я двинулась в спальню. Неожиданный звонок в дверь чуть не сбил меня с ног. С бьющимся в горле сердцем я открываю дверь. Ко мне никто не приходил уже тридцать лет.
На пороге - тонкая белокурая девица, с тонкими запястьями и зажатым в руках блокнотом и карандашом. За ее спиной - большой свёрток чего-то непонятного.
Она неловко мне улыбается, и я не могу не улыбнуться в ответ.
- Счастливого рождества, - тихо говорю я. Она кивнула в ответ. Ни слова? Странно для молодёжи.
Я с восхищением разглядываю её хрупкое тело, одетое в простое черное платье. На улице мороз, неужели она пришла так? Без слов я пропускаю её в прихожую. Она тянет свёрток за собой и закрывает дверь. В полутьме её волосы мерцают.
Электричества нет, и я на ходу зажигаю несколько свечей, заходя на кухню.
С молчаливым удивлением я смотрю на нее - ни слова, ничего.
Угадывая мой вопрос, она прислоняет высокий свёрток к столу и что-то черкает в блокноте грифелем, потом протягивает мне.
"Я больше не могу разговаривать. Прости."
Что за чёрт? Я нахмуриваюсь ещё больше, она отнимает блокнот и снова строчит.
"За то, что бежала от тебя всю жизнь. И, сама того не понимая, преследовала. Прости за это."
Ничего не понимаю.
- Кто ты?
Девушка забавно дёргает пальцами и снова пишет.
"Последний раз мы встретились в антикварной лавке."
Что?
Я не хочу вспоминать о антикварном магазине, но мысли сами лезут в голову. И я точно не помню этой барышни. Помню только... свою гитару, бесструнную, молодую и прекрасную.
Словно молния пронзает меня в этот момент.
- Моя гитара?
Девушка радостно улыбается и снова чертит буквы.
"У меня больше нет струн. Я не могу петь. Но я могу быть такой, как ты."
Её почерк пляшет по бумаге неровно, весело. На меня накатывает тоска и боль.
- Где.. где же ты была всё это время?!
Она хмурится и кладёт невесомую ладонь на мою руку. На ощупь - прохладная и едва осязаемая.
- Я постарела, пока ждала тебя.
Шуршание бумаги. "Как и я." Нервно смеюсь, не смея выпустить её руки.
- Ты молода, как и прежде. И ты красавица.
Мне показалось, что она захотела саркастически закатить глаза.
"Это только видимость. Что я, что ты - мы выглядим совсем не так, как нам кажется. Я - гитара, а ты - молодая девушка. Посмотри в зеркало."
Не отпуская моей руки, она повела меня к шкафу-купе. На поверхности отразились мои, как и прежде, седые волосы и морщины, и её серебряные глаза и волосы. Только я хотела отвернуться от этого зрелища, как по зеркалу прошла едва заметная рябь. И я увидела.
Алебастровая кожа мерцала в темноте. Темные волосы доходили до талии, а в глазах была ужасная грусть. Неужели когда-то я была такой красивой? Я не помню.
И я сжимала своей тонкой рукой гриф гитары, такой родной, такой свой. Гриф, к которому я прикоснулась впервые после шестидесяти лет знакомства.
Отвернувшись от зеркала, я снова увидела красавицу-девушку. Она улыбнулась мне.
Я прикоснулась к своим волосам - темные, ни одной серебряной искры. Мои руки, как и прежде, были тонки, а кожа упруго обнимала мышцы и суставы, не собираясь складками. Это было какое-то чудо. Впервые в жизни я подумала о том, что была счастлива, что встретилась в детстве с той гитарой.

Она стояла, обхватив плечи руками, и улыбалась мне.
- Почему ты пришла?
"Потому что я люблю тебя." Мне пришлось потереть мои новые зоркие глаза, чтобы удостовериться, что они меня не обманывают.
Она отняла блокнот, только я успела прочитать.
"Я ходила по свету в надежде влюбиться в того, кто живет в песнях ветров. И оказалось, что все ветры в мире поют только о тебе".


В огромном свёртке лежала новая гитара. Она взяла ее в руки и села на широкий подоконник, открывая окно. Ветер тут же залетел в комнату, перебирая её волосы. Зазвучали мои любимые песни о виски, прериях, пустынях и чечётке.


У моей гитары не осталось ни одной струны.
Но ветра шепчут ей самые глубокие песни, те, которые они приносят каждому из нас в детстве.




Категории: Сны/явь
комментировать 9 комментариев | Прoкoммeнтировaть
пятница, 3 мая 2013 г.
я тебя жду больше. пижамный дpакoн 18:31:20
как бы и кто бы тебя ни ждал -
я тебя жду больше.
кто бы когда никаких бы слов не твердил, не верь.

на кнопку слева в груди нажал,
сердце твое от дольче
радостно, верно откроет давно презабытую дверь.



как бы тебя не прельщали чужие крики,
ром, океанский виски и корабли,
не покидай меня в гавани этой твоей улыбки.
и никогда не ври,

будто бы не было кучи пиратов и лучшей реи,
что на высокой мачте помечена "для Луи",
пачки марихуаны, ворох тряпья - все твои трофеи
на чердаке, купаются во пыли.

знаю, тебя манит море, песок и скалы,
я же - сухая земля. да и во плоти.
взгляд твой - удар девятого вала,
мой - это самое поле-перекати.

ты возвращайся, путник, как будешь морем
перенаполнен, насыщен и утолён.
я тебя жду больше, чем выжить могу на воле,
что без тебя жестока, как свежий лён.

я тебя жду, солёного и живого,
бризом на утро приди, словно серый фон,
только как выпустят на берега тебя эти волны.

живший на суше, водами обручен.



Категории: (тчк)
комментировать 12 комментариев
вторник, 2 апреля 2013 г.
Vаlеntinа 18:28:41
Запись только для зарегистрированных пользователей.
воскресенье, 20 января 2013 г.
wооd 13:19:29
Запись только для зарегистрированных пользователей.
суббота, 15 декабря 2012 г.
*** Nataly de Kelus в сообществе Слово. 23:05:52
­­

Девочка-воин плачет у барной стойки,
Рыжую чёлку заправив под капюшон.
«Сколько ещё убить мне драконов, сколько,
Чтобы ты бросил всё и за мной пришёл?»

Потом тяжело вздыхает и пьёт мартини,
Белым платком протирая кривой кинжал.
В области сердца выжжено его имя.
Девочке холодно и ничего не жаль.

Грузные гномы традиционно с пивом
Чинно гудят за столиком у окна.
Сальные гномьи шутки летят ей в спину.
Девочка-воин молча стоит одна

У повидавшей всякое барной стойки.
Он обещал, что придёт на исходе …бря.
«Сколько ещё убить мне драконов, сколько,
Чтобы ты понял – со мной так шутить нельзя?!»

Пьяные стражники шумно бранят барона:
«…выжил…совсем не платит…дурак и жмот…»
Время к утру, бар уже покидают гномы,
…брь на исходе. Она неусыпно ждёт

Пятые сутки, глаза проглядев. Не ново.
Плачет, зажав в белых рученьках по ножу.
«Сколько, ну сколько ещё мне убить драконов,
Чтобы ты понял, что я тебе подхожу?!»

Старый сатир молока наливает кошке,
Ей – валерьянки: «Пей, девочка, снимет стресс.
Бедная-бедная… Как не поймёшь ты, крошка?
Рыцари издревле ищут себе – принцесс…»


Категории: Дарья Иванова
Прoкoммeнтировaть
Pictures by Ronald Palmaerts. Feandill в сообществе Вересковый мед 10:28:27
­­

­­

­­

­­

­­

­­


Категории: Рисунки
комментировать 2 комментария | Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 23 сентября 2012 г.
*** Aлкэ. в сообществе стиховник 21:16:03
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают по маю
венчики встречных ромашек
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает уймою
надеюсь верую вовеки не придет
ко мне позорное благоразумие


Владимир Маяковский


Категории: Маяковский
Прoкoммeнтировaть
четверг, 20 сентября 2012 г.
Город Johans J. в сообществе И только чашка чая... 15:24:49
Город
Погас фонарь, трамвай ушел.
Седой январь, летящий шелк...

Город прячется от зимы,
Он без суммы и без сумы
И без голоса.
Он под снегом почти что стерт.
Вдоль заснеженных линий черт
Чертит полосы.

Глухой февраль, знакомый лед.
Горит фонарь, трамвай идет...

Город прячется от тепла.
Разбиваются в зеркалах
Отражения.
На гранитном краю реки
Львам немым подают с руки
Сны весенние.

Город прячется от тепла,
Разбиваются зеркала,
А туманы я,
Украду с берегов Невы,
Вслед посмотрят родные львы
Полупьяные.

(с) Ива Нова

Категории: Ива Нова
Прoкoммeнтировaть
четверг, 23 августа 2012 г.
Торт в кружке sрrit в сообществе Кухня 17:49:25
1. Ингредиенты:
Мука – 4 столовые ложки
Сахар – 3 столовые ложки
Яйца – 1 шт
Масло сливочное – 3 столовые ложки
Молоко – 3 столовые ложки
Растительное масло – 3 столовые ложки

2. Способ приготовления:
1. В большую кружку положить муку, сахар, добавить яйцо и все хорошо перемешать.
2. Добавить молоко, растопленное сливочное масло и растительное масло.
3. Все хорошо взбить до однородной массы. Выпекать в микроволновой печи в течении 2-3 минут на максимальной мощности.
4. Быстрый и сладкий десерт готов! Приятного аппетита!


3. ­­

Категории: By veta, Десерт, Легко
Прoкoммeнтировaть
пятница, 4 мая 2012 г.
#1.3 Вырезанные сцены Egoisme. в сообществе •thanks for childhood• 13:52:54
­­


Категории: ГП и ФК
комментировать 3 комментария | Прoкoммeнтировaть
вторник, 1 мая 2012 г.
никакой не вон 17:33:53
Запись только для зарегистрированных пользователей.
суббота, 28 апреля 2012 г.
Rec 186 Будда давно вне времени в сообществе Rec. 07:12:19

для гнилых - хостесс­, для живых - хоспис

Ну не могу я стать зверем, что поделать.
И читать тоже плохо выходит.
Прости, но я спел заказ. Да.


Подкаст 3.mp3 ( 01:58 / 1.6Mb )

Категории: By Air, Песни
комментировать 19 комментариев | Прoкoммeнтировaть
четверг, 19 апреля 2012 г.
Rec 110 Будда давно вне времени в сообществе Rec. 10:51:01

для гнилых - хостесс­, для живых - хоспис

Ох, боже..
куда-то настроение сегодня ушло.


Подкаст rec0419144355.mp3 ( 00:49 / 1Mb )

Категории: By Air, Аудиостихи
комментировать 13 комментариев | Прoкoммeнтировaть
среда, 11 апреля 2012 г.
Egoisme. 13:17:45
Запись только для зарегистрированных пользователей.
суббота, 7 апреля 2012 г.
`2340 Spiel. в сообществе `Enjoy the silence. 11:18:51
­­

соо в друзья


Категории: Арт
Прoкoммeнтировaть
Velvet Goldmine 08:32:55
Запись только для зарегистрированных пользователей.
четверг, 29 марта 2012 г.
2080 чудослик в сообществе Серьезно ? 10:15:32
Хьюстон, у нас по-прежнему будут проблемы, да?
В моей мелодии спутаны провода,
И в нотах моих бежит электрический ток.
По этой орбите – нет сил на второй виток.

Не возвращайся, не ройся в моих вещах,
Я не пройду испытанья на ревность, или на страх,
Не открывай дверь шкафа – там спрятан любви скелет.
Хьюстон, я в космосе – шанса вернуться нет.

Признайся: ты так уверенно предрекал,
Что больше никто не примет мой sos-сигнал,
И в безвоздушном пространстве мне вечно кружить одной.
Хьюстон, так лучше, чем с воздухом – и с тобой.

Эфир перегружен десятками кораблей.
Они современней, без странных моих идей.
И ты, тем не менее, снова выходишь на связь.
Houston, we’ve had a problem.
В который раз.


Юлия Таглина


Категории: Стихи
Прoкoммeнтировaть
понедельник, 5 марта 2012 г.
наши весенние письма с проталиной меду строк Anton Rifma 16:10:46
чудослик, тебе

знаешь, наверное, все не так плохо
птицы вернулись, и все вместе с ними
я считаю количество вздохов
я понимаю, мы стали другими.

детское счастье увидеть конверты
знать что тебя до сих пор не забыли
пересчитать все родные моменты
и полюбить этот мир через силу

руки выводят несмелые буквы
с тихой надеждой что все еще будет
губы кусая, в цвет спелой клюквы
и прошептать "а он не забудет?"
________
и нежное солнце размоет чернила в глазах
робко, по новой, сжимая измятый листок
мы. и с нами, родная летают на небесах
наши весенние письма с проталиной меду строк

­­
комментировать 36 комментариев | Прoкoммeнтировaть
суббота, 18 февраля 2012 г.
Supermassive black holes Зератул 22:27:47
Обычные и сверхмассивные
Чёрная дыра — область в пространстве-времен­и, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света (в том числе и кванты самого света). Образно говоря, черная дыра – это «провал» в пространстве, из которого ничто не может вылететь. Образуются такие объекты при сжатии «умирающих» звезд, которые в десятки и сотни раз больше Солнца.
Название же «черная дыра» ввел в обиход в 1968 году американский физик Джон Уилер (John A. Wheeler) в своей статье об этих удивительных небесных объектах. Новый термин сразу стал популярен, заменив собой использовавшиеся до того названия «коллапсар» и «застывшая звезда». Значит, эти небесные объекты попросту подобие звезды (черные шары?), но с очень сильным полем тяготения? Но это будет слишком простым (и не совсем верным) описанием, пожалуй, самых таинственных объектов во Вселенной. Чтобы глубже понять, что же это такое, вернемся ненадолго во времена великого физика Исаака Ньютона, открывшего закон всемирного тяготения. Легенда о яблоке, упавшем на голову Ньютона, может носить спорный характер, но, как бы там ни было, гениальная догадка ученого позволила вывести закон об универсальной силе, действию которой подвержено абсолютно все! Поле тяготения действует не только на объемные тела, которые притягиваются друг к другу, но на микрочастицы и даже на свет. Это очень важный момент, самым кардинальным образом связанный с изучением свойств черных дыр. Первым, кто допустил существование невидимых звезд, был ученый XVIII-XIX веков Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827). О невидимых звездах Лаплас впервые написал в 1795 году. Руководствуясь законом всемирного тяготения, он пришел к выводу, что звезда с плотностью, равной плотности Земли и диаметром в 250 раз больше диаметра Солнца, не дает ни одному световому лучу достичь нас из-за своего тяготения; поэтому возможно, что самые яркие небесные тела во Вселенной оказываются по этой причине невидимыми.

Границу черной дыры называют горизонтом событий, а её характерный размер — гравитационным радиусом. В простейшем случае сферически симметричной чёрной дыры он равен радиусу Шварцшильда*
r=2GM/sqr(c)

где c — скорость света, M — масса тела, G — гравитационная постоянная.


Сверхмассивная чёрная дыра - это чёрная дыра с массой около 105—1010 масс Солнца. Сверхмассивные черные дыры были обнаружены в центре многих галактик, включая Млечный Путь.
Сверхмассивные черные дыры, существование которых вытекает из Общей теории относительности, согласно сегодняшним взглядам, составляют ядро каждой спиральной галактики во Вселенной. Несколько лет назад было объявлено, что черная дыра есть и в Млечном Пути. Считается, что сверхмассивные черные дыры и создали все галактические системы, поскольку их гравитационное притяжение создает условия для образования звезд.
Сверхмассивные чёрные дыры имеют специфические свойства, отличающие их от меньших чёрных дыр:
Cредняя плотность сверхмассивной чёрной дыры может быть очень мала. Это объясняется тем, что радиус Шварцшильда прямо пропорционален массе, а плотность — обратно пропорциональна объёму. Так как объём сферического объекта (например, горизонта событий не вращающейся чёрной дыры) прямо пропорционален кубу радиуса, а масса увеличивается линейно, то значение объёма увеличивается быстрее, чем масса. Таким образом, средняя плотность уменьшается с увеличением радиуса чёрной дыры.
Приливные силы около горизонта событий значительно слабее. То есть гипотетический космонавт, путешествующий к центру чёрной дыры, не почувствует действия экстремальных приливных сил до тех пор, пока не погрузится в неё очень глубоко.


Гипотезы о формировании
Общепринятой теории образования черных дыр подобной массы еще нет. Существует несколько гипотез, наиболее очевидной из которых является гипотеза, описывающая постепенное наращивание массы при аккреции** вещества чёрной дыры звёздной массы. Другая гипотеза предполагает, что сверхмассивные чёрные дыры образуются при коллапсе больших газовых облаков и их превращении в гиганта массой в несколько сотен тысяч масс Солнца или больше. Такая звезда быстро становится нестабильной к радиальным возмущениям , и может превратиться сразу в чёрную дыру. При этом превращение идёт минуя стадию сверхновой, при которой взрыв выбросил бы большую часть массы, что не позволило бы образоваться сверхмассивной чёрной дыре Наконец, первые чёрные дыры могли образоваться из начальных возмущений сразу после Большого взрыва.
В наблюдаемом списке кандидатов в чёрные дыры есть провал в распределении масс. Есть чёрные дыры звёздных масс, возникающие при коллапсе звёзд, массы которых простираются, вероятно, до 33 солнечных. Минимальная же масса сверхмассивных чёрных дыр лежит в районе 105 солнечных. Между этими значениями должны лежать чёрные дыры промежуточных масс, которых не наблюдается, что является аргументом в пользу различных механизмов образования лёгких и тяжёлых чёрных дыр
Обнаружение сверхмассивных чёрных дыр
В настоящее время единственным достоверным способом отличить чёрную дыру от объекта другого типа состоит в том, чтобы измерить массу и размеры объекта и сравнить его радиус с гравитационным радиусом, который задаётся вышеприведенной формулой.
Существует множество способов определить массу и ориентировочные размеры сверхмассивного тела, однако большинство из них основано на измерении характеристик орбит вращающихся вокруг них объектов (звёзд, радиоисточников, газовых дисков).
Сверхмассивная чёрная дыра в центре нашей Галактики
В центре Млечного Пути был обнаружен так называемый Стрелец A— компактный радиоисточник, находящийся в центре нашей Галактики. Излучает также в инфракрасном, рентгеновском и других диапазонах. Представляет собой сверхмассивный объект (вероятно, чёрную дыру) окружённую горячим радиоизлучающим газовым облаком диаметром около 1,8 парсека. Расстояние до радиоисточника составляет около 26 тыс. св. лет, масса центрального объекта — 4,3 млн. масс солнца

Сверхмассивные чёрные дыры вне нашей галактики
Самая тяжелая сверхмассивная черная дыра за пределами нашей галактики находится в квазаре OJ 287. Квазар***, находящийся на расстоянии 3,5 млрд. световых лет представляет собой бинарную (двойную) систему чёрных дыр, большая из которых имеет массу равную 18 миллиардам масс Солнца, фактически массе небольшой галактики.
Другая сверхмассивная черная дыра, Q0906+6930 имеет вес в 2 млрд. масс Солнца. Она расположена в созвездии Большой Медведицы.

Понятия
*Гравитационный радиус (или радиус Шварцшильда) -характерный радиус, определённый для любого физического тела, обладающего массой. Это радиус сферы, на которой находился бы горизонт событий, создаваемый этой массой в Общей теории относительности, если бы она была распределена сферически и симметрично, была бы неподвижной (в частности, не вращалась), и целиком лежала бы внутри этой сферы.
** Аккреция — процесс падения вещества на космическое тело из окружающего пространства.
***Квазар — это яркий объект в центре галактики, который производит примерно в 10 триллионов раз больше энергии в секунду, чем наше Солнце, и чье излучение очень изменчиво во всех диапазонах длин волн. По одной из теорий, квазары представляют собой галактики на начальном этапе развития, в которых сверхмассивная чёрная дыра поглощает окружающее вещество.


Категории: Астрономия, И тут Остапа понесло..., Черные дыры, Доклад
комментировать 32 комментария | Прoкoммeнтировaть
1861 чудослик в сообществе Серьезно ? 14:51:57
­­


Категории: Люди
Прoкoммeнтировaть
 


В чашке чая > Цитатник пользователяПерейти на страницу: 1 | 2 | следующуюСледующая »

читай на форуме:
Скачай мультфильмы: Как ослик ЛИВСИ...
Простите меня за все :-[
пройди тесты:
Как ты относишся к W.I.T.C.H. и Naruto...
ты и том
читай в дневниках:
Привет!
Где моя сестра?
Смятение.

  Copyright © 2001—2018 BeOn
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх